МЕЧ и ТРОСТЬ
02 Мая, 2024 г. - 00:53HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ПИО-УЛЬСКИЙ Георгий Николаевич    (24.1.1864, Псков - 12.8.1938, Белград) специалист в области теплотехники. Родился в семье директора губернской гимназии. Начав учебу в Пскове, среднее образование завершил в Петербурге, во Введенской гимназии. Затем поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте, которое окончил в 1884, получив специальность инженер-механика флота. Науки увлекли способного юношу, он продолжил образование в Николаевской Морской академии: пройдя полный курс по отделению механики, окончил академию в 1890. Уже в тот период П.-У. имел возможность познакомиться с организацией машиностроительного производства в Швеции, куда он был послан для приемки судовых двигателей минных транспортов "Дунай" и "Буг". --- С 1891 П.-У. преподавал в Кронштадтском инженерном училище: сначала математику и сопротивление материалов, позднее специализировался в области проектирования судовых машин. В 1896 его пригласили в Институт инженеров путей сообщения на должность преподавателя, а затем - профессора по кафедре паровых машин и основ машиностроения. На этой кафедре П.-У. первым в России оборудовал лабораторию для испытания паровых машин - нового вида двигателей, получившего распространение в промышленности с середины 90-х XIX в. В 1906 П. был избран профессором Кораблестроительного отделения Петербургского политехнического института. Его научная и преподавательская деятельность была отмечена присвоением ученых званий "адъюнкта прикладной механики" и "заслуженного профессора". --- В период работы в России ученый опубликовал на русском и иностранных языках 2 8 научных работ, посвященных проблемам проектирования судовых машин и механизмов, а также вопросам теории и расчета паровых турбин. Ему принадлежит первая в России книга по паровым турбинам (опубл. в 1916), отличавшаяся фундаментальной теоретической базой, наличием многих практических рекомендаций. --- Свои знания П.-У. воплощал на практике, работая консультантом и конструктором на Балтийском судостроительном и механическом заводе. Среди его разработок был, например, выполненный совместно с инженерами завода "Brown-Bowery" проект паровых турбин для крейсеров "Кинбурн" и "Измаил" водоизмещением 32500 тонн. За достижения в области турбиностроения был награжден орденами Св.Станислава 1 -и степени, Св.Анны 1 -и степени, ему был присвоен чин генерала корпуса инженер-механиков флота. Хотя основная деятельность П.-У. проходила в гражданских учебных заведениях, он оставался на действительной военно-морской службе и вплоть до своей эмиграции из России неизменно носил флотский мундир, --- После Октябрьской революции 1917 П.-У. уехал из Петрограда в Новочеркасск, где некоторое время работал в Донском политехническом интитуте. Затем перебрался в Екатеринодар: здесь он принимал деятельное участие в создании нового Политехнического института. В виду отступления белой армии П.-У. в 1920 покинул Россию и уехал в Белград. Его судьба оказалась на долгие годы связана с этим городом.П.-У. получил должность профессора технического факультета Белградского университета; сразу же он проявил себя как энергичный организатор и талантливый преподаватель. В 1931-37 издал для студентов-сербов на их родном языке объемный курс по паровым турбинам в 4-х частях, ав 1934- учебник термодинамики. Впоследствии эти труды были по достоинству оценены известным парижским издательством "Dunod" и переведены на французский язык. На техническом факультете ученый создал Музей машин, привлекая для его оборудования крупные машиностроительные заводы Европы, В стенах музея будущие инженеры могли знакомиться практически с современной техникой и передовыми технологиями. На факультете П. организовал также машинную лабораторию. --- П.-У. был одним из организаторов открытого в 1928 в Белграде Русского научного института; руководил отделением математических и технических наук института, работал в редакционной комиссии, с 1928 по 1934 являлся товарищем председателя правления. В течение многих лет П.-У. занимал должность председателя Союза русских инженеров в Югославии, в немалой степени содействуя тому, что среди русских инженеров, эмигрировавших в Югославию, практически не было безработных. П.-У. участвовал во всех съездах Федерации Союзов русских инженеров в эмиграции. При его непосредственном участии Союз издавал единственный в эмиграции специализированный журнал на русском языке "Инженер". П.-У. также состоял членом Федерации инженеров-славян. Оставаясь непримиримым противником большевизма, ученый возражал против всякого сотрудничества с представителями СССР. Эта бескомпромиссность сыграла значительную роль в судьбе самого П.-У.: когда выяснилось, что его труды изданы в СССР, ученый оставил пост председателя Союза русских инженеров, а затем уволился и из Русского научного института. Правда, П.-У. всегда оставался в Союзе инженеров почетным членом. Кроме того, он был почетным членом Союза русских инженеров во Франции и почетным председателем Объединения бывших воспитанников Морского инженерного училища. Много сил П.-У, отдавал воспитанию русской молодежи в Югославии: долгое время заведовал студенческими делами в белградской Державной комиссии, ведавшей назначением стипендий и пособий. --- За годы эмиграции ученый издал многочисленные статьи, брошюры, учебники. Им написан целый ряд крупных научно-технических трудов в области теплотехники, в особенности, по теории и конструированию паровых турбин. Его учебные пособия, а также переводы служили настольными книгами многим студентам, инженерам, конструкторам. --- Соч.: Паровые турбины. СПб., 1916-17; Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Белград, 1939. --- В. Борисов ---

    ПИТОЕВА Людмила Яковлевна    (урожд. Сманова) (15,12.1895, Тифлис - 15.9.1951, Париж) - актриса. Дочь крупного чиновника. Окончила в Тифлисе пансион Св.Нины, брала уроки музыки, пения, танца, иностранных языков в Париже, готовясь к поступлению в драматический класс консерватории, но не выдержала вступительный экзамен. Летом 1915 Жорж и Людмила вступили в брак и переехали в Швейцарию. Их связала не только семья (у них родилось 7 детей), но и театр. В 1916 Людмила дебютировала в спектакле мужа по пьесе А.Блока "Балаганчик". Жорж давал благотворительные спектакли на русском языке в пользу русских пленных, но вскоре перешел на французский язык. В 1918 создана первая компания П., в 1919 названная театром П.; театр давал спектакли в пригороде Женевы Пенлеве, в др. городах Швейцарии, трижды гастролировал в Париже. --- Сохраняя верность традициям русской сцены (театр единомышленников; подвижническое служение искусству: проникновенный психологизм), Жорж был склонен к постоянному обновлению и эксперименту. Разнообразие репертуара определялось не только материальными трудностями, диктовавшими необходимость частой смены пьес, но и творческой ненасытностью и сознательной установкой на интернациональный театр: за 7 сезонов в Швейцарии Жорж поставил более 70 пьес 46 авторов 15 национальностей, в том числе "Гамлета" (1920) и "Дядю Ваню", которым открылся швейцарский период его творчества. Самая значительная часть репертуара - европейская драма конца XIX - начала XX вв. (АЧехов, М.Горький, Л.Толстой, ЛАндреев, АБлок: Г.Ибсен, АСтриндберг, М.Метерлинк, О.Уайльд, Б.Шоу, ДСинг, ГД'Аннунцио, С.Пшибышевский, А.Ленорман, особенно близкий Жоржу в этот период). --- С 1922 театр П. переехал в Париж; в 1924 создана вторая компания П. В 1923 труппа совершила первое турне по европейским странам, Видные представители французской интеллигенции, с которыми Жорж был связан творческими и дружескими отношениями, активно поддерживали театр П.; помогали преодолевать финансовые трудности. Пьесы Ж.Ануйя, Ж.Кокто, Р.Мартен дю Гара и др. писателей постоянно включались в репертуар театра. Вместе с Ш.Дюлленом, Л.Жуве и Г.Бати Ж.П. участвовал в образовании "Картеля четырех" (1927), направленного на обновление театральной культуры. Театр П. открыл французской публике Чехова, здесь шли все его большие пьесы и несколько миниатюр; "Чайку" режиссер заново поставил в конце жизни (1939), Символом чеховского театра П. стали "Три сестры" (1929), Раскрывая всеобщность Чехова, Жорж трактовал его драматургию как воплощение "любви и человечности", В классической пьесе стремился выявить то, "что именно в ней есть ценного ...для духа нашей эпохи". Отстаивал лаконизм сценографии и утверждал, что только декорация, очищенная от всего лишнего, может дать проявить себя актеру и "объективировать мысль автора". Особенно выразительным было его оформление пьес Шекспира ("Гамлет", "Макбет", "Ромео и Джульетта"). Театр П. прошел путь от реализма к экспрессионизму, место рядом с Чеховым занял Л.Пиранделло: "Шесть персонажей в поисках автора" (1923), "Генрих IV" (1925) и др. спектакли, действие которых происходило на грани яви и сна, реальности и фантазии. Исключительной любовью зрителей пользовались П.-актеры, парижане воспринимали их как внутренне родных себе людей. Наиболее известные роли Жоржа - Гамлет, Астров в "Дяде Ване", Лёвбор в "Гедде Габлер" и доктор Штокман во "Враге народа" Ибсена, Генрих IV; Людмилы Жанна д'Арк в "Святой Жанне" Б.Шоу и в др. драматургических версиях, Офелия, героини чеховских пьес. Одна из величайших актрис межвоенного периода, Людмила покоряла редкой индивидуальностью - сочетанием хрупкости и душевной силы, искренностью, одухотворенностью, глубиной перевоплощения. Крайняя степень самоотдачи привела ее к нервной болезни, Жоржа - к болезни сердца: современники называли их творческую жизнь героической. --- После смерти мужа Людмила жила в Швейцарии (1939-4 1), в годы войны - в США и Канаде, по окончании войны вернулась в Париж. Играла в старых или восстановленных спектаклях П., в спектаклях своего сына Саши, занималась педагогикой. Похоронены Жорж и Людмила на кладбище "Cehthod" близ Женевы. --- Литературной и артистической одаренностью обладали и дети П. Их третий сын Саши Питоев (11.3.1920 - 1991) дебютировал как актер при жизни отца, после его смерти возобновил многие спектакли; унаследовал любовь отца к Чехову и Пиранделло и чуткость к новым веяниям театрального времени. --- Соч.: Notre theatre. Textes et documents reunis par Jean de Rigault. Paris, 1949. --- Лит.: Pitoeff Sacha. Georges Pitoeff et ie decor de th^tre // La Revue theatrale. 1948,№9-10; Pitoeff Aniouta. Ludmilla, та mire: Vie de Ludmilla et Georges Pitoeff. Paris, 1955; Frank A. Georges Pitoeff. Paris, 1958; Spectacles // Cahiers d'art du theatre et du cinema, 1960, № 1; Hort Jean. La vie heroique des Pitoeff. Genive. 1966; Финкельштейн E. Картель четырех.Л., 1974; Гительман Л. Русская классика на французской сцене. Л., 1978; Jornaron Jacqeline. Georges Pitoeff metteur en seine. Lausanne, 1979; Шах-Азизова Т. Питоевы, или русско-французский Чехов / Чеховиана, Чехов и Франция.М., 1992. --- Т. Шах-Азизова ---

    ПИТОЕВ Жорж    (Георгий Иванович) (4.9.1884, Тифлис - 17.9.1939, Бельвю, Швейцария) - актер, режиссер, художник. Из богатой торгово-промышленной армянской семьи. Дед П. - Егор, получивший дворянство, дал детям европейское образование и привил им любовь к искусству. Отец П., Иван, директор и режиссер Тифлисского театра, дядя, Исай, основал в Тифлисе Артистический кружок, оба многое сделали для развития музыкальной, театральной культуры в Грузии.П. рано познакомился с театральной жизнью Парижа и обеих российских столиц; испытал сильное влияние Московского Художественного театра. Окончив в 1902 гимназию в Тифлисе, учился в Московском университете и в Институте путей сообщения, с 1905-на юридическом факультете Сорбонны. Первые сценические опыты - в Русском Артистическом кружке, созданном в Париже его отцом. --- Вернувшись в 1908 в Россию, П. сблизился с петербургским театром В.Комиссаржевской, которая заметила его актерский дар; познакомился с Н.Евреиновым, Ф.Комиссаржевским, К.Марджановым, А.Таировым, с поэтами-символистами. В 1911 прошел курс ритмики в школе Э.Жак-Далькроза в Хеллерау (Германия). С 1910 актер и режиссер 1-го Передвижного драматического театра П.Гайдебурова и Н.Скарской, приобрел здесь навыки художника-декоратора и механика сцены. В 1912 организовал "Наш театр" как театр автора-драматурга (имя постановщика в афишах не указывалось). --- Уехав в Париж в связи с внезапной смертью матери, не вернулся на родину из-за начавшейся вскоре 1-й мировой войны. Накануне войны, весной 1914, встретился со своей будущей женой. ---

    ПЛЕВИЦКАЯ    (урожд. Винникова) Надежда Васильевна (7.9.1884, с. Винниково, Курской губ. - 21.9.1941, Ренн, Франция) - певица (меццо-сопрано), исполнительница народных песен. Отец - отбывший службу солдат, Надежда - пятый ребенок в трудолюбивой, богобоязненной крестьянской семье. Через всю жизнь Дёжка, так звали ее в детстве, пронесла воспоминания о деревенских буднях и праздниках, -о хороводах, гуляньях, обрядах. Выплакав у родителей разрешение учиться, закончила три класса церковно-приходской школы. В 14 лет была отдана в монастырь в качестве прислужницы, после испытательного срока и денежного взноса ей предстояло пострижение в монахини. Свободолюбивая и своенравная, девочка не ужилась в монастыре. Посланная по делам в Курск, сбежала, прельстившись стоявшим на площади балаганом. Уже примеряла "роскошное" голубое платье в блестках, тренировалась в хождении по канату, но... после недолгих поисков ее нашли и со скандалом водворили в семью. Отправили к старшей сестре в Киев, где она оказалась в хоре Л.Липкина, который выступал в летних садах и кафешантанах юга России. Своей первой "учительницей" называла солистку хора А.Липкину, исполнявшую народные песни. Начала понемногу солировать сама, но хор вскоре распался. Поступила в польскую балетную труппу Штейна, где познакомилась и вышла замуж за бывшего танцора Варшавского казенного театра Эдмунда Плевицкого (1902). С 1903 вместе с мужем в труппе Минкевича, летом работавшей в Петербурге. Выступала в шантанах с модными цыганскими романсами, но вскоре по совету Минкевича перешла на русские бытовые песни. С этим репертуаром была приглашена в московский Яр (1908-9). Киевский журнал "Подмостки" посвятил ей статью под названием "Звезда русского кафешантана" (1909, № 7). "Силой своего дарования Плевицкая держит весь зал - нужно не забывать, что есть зрительный зал кафешантана", - писал автор. --- Выступление в ресторане Наумова на Нижегородской ярмарке летом 1909 определило дальнейшую судьбу певицы. Она пела драматическую песню "Ухарь-купец" и грустную повесть деревенских похорон "Тихо тащится лошадка". Случайно присутствовавший на одном из выступлений Л.Собинов оценил стихийный дар певицы и пригласил П. участвовать вместе с ним в благотворительном концерте. В сентябре в разгар великосветского сезона П. с триумфальным успехом пела в летнем театре Ялты. С кафешантаном было покончено.П. начала выступать в самых престижных столичных концертных залах, гастролировала по стране; пела в Царском Селе, в Мариинском театре в присутствии императорской фамилии; в Эрмитаже давала концерты "военно-патриотической" песни для офицеров московского гарнизона. Стала кумиром армейских кругов, была принята в великосветских салонах. Огромные гонорары, роскошные туалеты, бриллианты контрастировали с ее репертуаром. Ей тактично передали совет царя "одеваться поскромнее". В родном Винникове в 1911 была куплена часть помещичьей земли, выстроен дом, где П. отдыхала летом. У нее появилось множество подражательниц (М.Комарова, М.Лидарская), но ни одной из них не суждено было повторить П. --- Война застала П. на отдыхе в Швейцарии. С осени 1914 она на фронте (Вильно, Ковно), давала концерты в пользу Красного Креста, работала сиделкой в дивизионном госпитале: "притерпелась и к ранам и к лишениям. Сплю на соломе, в душной хате, на полу, не раздеваясь", - писала она в письме. В боях погиб любимый человек, считавшийся ее женихом (с Э.Плевицким она рассталась). Вернулась с фронта в сильном нервном потрясении. После некоторого перерыва снова начала концертировать, по отзывам критиков, ее исполнение стало тоньше, одухотвореннее, строже, Еще в 1913 сменила концертные платья на подлинный костюм крестьянки Курской губернии. Среди ее почитателей - Ф.Шаляпин, В.Качалов, И.Москвин, А.Кугель; пела в доме К.Станиславского. --- Попав в водоворот гражданской войны, П., далекая от политики, оказывалась то по одну, то по другую линию фронта. В 1918 пела в революционном Курске, в Одессе в одном концерте с другой звездой эстрады - И.Кремер, впоследствии тоже эмигранткой. Вместе с мужем, офицером Э.Левицким - командиром взвода Красной армии - П. была взята в плен частями деникинской армии (1919). Левицкий, мгновенно переметнувшийся к деникинцам, вскоре бросил жену на произвол судьбы. Вместе с офицерами деникинской армии П. отплыла в Турцию, жила в Галлиполийском лагере, давала концерты. Здесь произошло ее обручение с молодым генералом Н.Скоблиным. В 1922 молодожены обосновались в Париже, купили небольшой дом в предместье.П. много гастролировала, пела в Берлине, Белграде, Софии, Бухаресте. В 1926 состоялись триумфальные гастроли в США, собравшие весь "русский Нью-Йорк". П. позировала С.Коненкову, который лепил ее бюст. Пением П. восторгался С.Рахманинов, с аккомпанементом которого записана на пластинку русская народная песня в исполнении П. "Белолицы, румяницы вы мои..." --- В эмиграции П. выходила на эстраду только в русском национальном костюме. Выступление заканчивала обычно песней "Занесло тебя снегом, Россия", неизменно вызывавшей слезы у слушателей. Выросшая на русской почве ("курский соловей"), она остро тосковала по России. Тоска звучала в ее песнях - "чарующих, русских, черноземных". Французского языка она так и не освоила, круг знакомых был довольно узким - в основном русская военная диаспора. В Париже пела в ресторане "Большой Московский Эрмитаж", разрисованном боярами и тройками, с русской кухней. Здесь выступали А.Вертинский, Ю.Морфесси, иногда хор цыган, играли оркестры, в том числе оркестр балалаечников. Среди посетителей, кроме русской эмиграции, богатые американцы и др. иностранцы, которых манила русская "экзотика". Вертинский вспоминал, что П. привозил на автомобиле "скромный и даже застенчивый" генерал Скоблин, выглядевший "забытым мужем у такой энергичной и волевой женщины". Ничто не предвещало трагедии, разразившейся осенью 1937. Одновременно с исчезнувшим руководителем Русского общевоинского союза (РОВС) генералом Е.Миллером, заменившим на этом посту похищенного в 1931 генерала А.Кутепова, пропал Скоблин. Было неопровержимо доказано, что именно он организовал похищение Миллера по заданию советской разведки. Скоблину удалось скрыться. Он навсегда исчез из жизни П" привлеченной к делу сначала в качестве свидетельницы, а вскоре как соучастницы. На суде, все детали которого подробно обсуждались в прессе, П. упорно отрицала свою вину, всячески выгораживала мужа. Суд приговорил 53-летнюю певицу к 15 годам каторжной тюрьмы, где она скончалась в одиночестве, забвении, нищете после 4 лет заключения. В Колумбийском университете НьюЙорка хранятся 6 толстых тетрадей, исписанных крупным угловатым почерком, чернилами и карандашом, - тюремный дневник П., в котором она продолжала утверждать о своей невиновности. Созналась лишь перед смертью священнику на исповеди и не оставившему ее адвокату. Уже в ходе судебного процесса восхищение, почитание сменились ненавистью к "убежденной большевичке", но П. никогда таковой не была. Скорее всего, ее поступками руководило отсутствие каких-либо убеждений, самоотверженная любовь к мужу, а также "звездное" пристрастие к безбедному существованию (на суде было доказано, что ее расходы более чем в 10 раз превышали гонорары). --- П. не была красива - яркие черные глаза выделялись на деревенском широкоскулом лице с большим ртом и слегка вздернутым носом. Внешность служила объектом для карикатуристов, высмеивавших "фабрично-кухарочную певицу". Музыкальные критики указывали на слабые вокальные данные, отсутствие "школы", музыкального образования, неразвитый вкус. Но все это не помешало П., выросшей в русском кафешантане, стать кумиром не только самой широкой публики, но и элитарных, высокообразованных кругов. "По мне ...не считайте П. певицей, отрицайте у нее голос - не все ли равно? Дело в том, что она чарующе прекрасно сказывает народные песни и былины... и я вижу, чувствую "калужскую дорогу" с разбойничками, и словно обоняю братину зелена вина, которую пьет-не-перепьет ухарь-купец. Песни П. для национального самосознания и чувства дают в тысячу раз больше, чем все гунявые голоса гунявых националистов, взятых вместе", - писал театральный критик А.Кугель. При всем художественном несовершенстве многих песен, отмеченных примитивностью напевов, сентиментальностью, слезливостью текстов, стихийный дар П. окрашивал их подлинным, глубоким драматизмом. С годами она научилась владеть своим небольшим от природы голосом, гибким и сочным меццо-сопрано, передавать им сотни оттенков и настроений. Задушевный полушепот переходил в удалые деревенские выкрики (почти "белый звук"), мягкие приглушенные тембры сменялись драматически обостренными, резкими. Присущее П. мастерство речитатива, насыщенного правдой чувств, сравнивали с шаляпинским. При этом естественность "сказа", декламационность, драматизм общего рисунка органически сочетались с музыкальной напевностью, свойственной устной деревенской традиции. Романтические баллады, раздольные русские песни, сентиментальные городские шлягеры переплавлялись в недрах ее души и таланта, создавая "иллюзию русской силы, русского простора, русской хватки и порой - скорби, что в ней лучше всего". Покоряла (а в эмиграции особенно) ее великолепная русская речь, особый южнорусский, звонкий говор. Выразительные руки, запечатленные в скульптуре Коненкова, дополняли впечатление. Пальцы, как-то по-особому сцепленные, страдали, шутили, смеялись. Умела быть вовремя неподвижной, вовремя двинуться с чисто русской степенностью и природным изяществом. --- Репертуар П., широкий и разнообразный, представлен в различных нотных изданиях. Более 60 песен записаны на пластинки. Среди них песни эпического склада - "Есть на Волге утес", "Славное море, священный Байкал", "Дубинушка", "Из-за острова на стрежень"; исторические повествования - "Варяг", "Среди лесов дремучих"; песни народной печали "Умер, бедняга, в больнице военной", "Когда на Сибири займется заря.,.", "Мучит, терзает головушку бедную..."; "городские" песни малоизвестных композиторов - В.Бакалейникова, своего аккомпаниатора А.3аремы (его песня "Шумел, звенел пожар московский" десятилетиями сохранялась в репертуаре П.). Исполняла она и песни веселые, танцевальные, удалые "Калинка", "Всю-то я вселенную проехал", "Ах, ты сад, виноград...", "Во селе Покровском" и др. В первые годы концертирования продолжала исполнять модные цыганские песни - "Ну, быстрей летите, кони...", "Пожалей ты меня, дорогая..." и др. Были в репертуаре и песни ее собственного сочинения ("О, Русь!", "Золотым кольцом сковали..." и др.) - нехитрые стихи неизвестных авторов положены П. на собственный простой напев. Репертуар певицы вызывал споры. Этнографы, фольклористы обвиняли ее в спекуляции на фольклоре, отрицали народность ряда ее песен. Прислушиваясь к критике, П. с конца 1913 ввела в репертуар старинные хороводные, свадебные песни ("Во пиру была" и др.). И все-таки наибольший успех в ее исполнении имели мелодраматические баллады "лубочного" содержания: "Ухарь-купец", "Стенька Разин и княжна" и им подобные. --- В эмиграции пользовалась в основном проверенным, сложившимся в России, репертуаром. Стремилась строже подходить к своим песням, отказывалась от проходных, случайных типа "Маруся отравилась.,,", "Чисто русский" репертуар был в особой цене, если учесть, что в парижском Эрмитаже рядом с ней выступали великолепный исполнитель цыганских песен, романсов Ю.Морфесси и изысканный А,Вертинский со своими драматическими ариэтками. Для многих П. была больше, чем артистка, она "воспоминание о прекрасной сказке зеленых полей России". --- В эмиграции выпустила автобиографические книги: "Дёжкин карагод" (Берлин, 1925) и "Мой путь с песней" (Париж-Берлин, 1930). --- Лит.: Кугель А. Надежда Плевицкая / Театральные портреты.М., 1967; Нестьев И. Звезды русской эстрады.М., 1974; Костиков В.В. Тайна курского соловья / Не будем проклинать изгнанье.М., 1990; Моск. наблюдатель, 1993, № 2-3. --- Е. Уварова ---

    ПОДТЯГИН Николай Евгеньевич    (19.4.1887, Белгород - 10.6.1970, Братислава) - математик. В 1906 П. окончил белгородскую гимназию и в том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Харьковского университета. В 1910, окончив с отличием университет, был оставлен при нем для приготовления к профессорскому званию с ведением при этом практических занятий по высшей алгебре. Одновременно он преподавал арифметику, физику и космографию в харьковской частной женской гимназии, а затем - математику в харьковской частной мужской гимназии. В апреле 1912 П. стал стипендиатом министерства народного просвещения и был направлен на двухгодичную стажировку в Париж, где он установил научные контакты с крупными французскими учеными Эмилем Борелем и Полем Аппелем, Первая научная работа П., посвященная сходимости кратных интегралов, была опубликована в 1913 в Бюллетене Математического общества Франции, членом которого он был позднее избран, В тот период он начал изучать теорию роста функций. В 1914 П. вернулся в Харьковский университет, ав 1915 получил должность профессора высшей математики в Харьковском политехническом институте. Молодой ученый был избран членом Харьковского математического общества. --- Революционные события, захватившие вскоре всю Украину, вынудили П. эмигрировать. В 1921 он выехал в Константинополь, а вскоре получил приглашение на работу в Чехословакию. С 1922 началась его многолетняя преподавательская деятельность сначала в Праге, а позднее в Братиславе. В Праге П. читал курс высшей математики для русских студентовэмигрантов в Карловом университете, продолжал заниматься исследованиями по теории роста функций. Результаты своих разработок публиковал на русском языке в "Ученых записках, основанных русской учебной коллегией в Праге", во французских и итальянских журналах (1926-36): в 1926в Праге вышла его монография "Теория роста функций", С 1921 член Объединения чехословацких математиков и физиков; в 1934 выступил с докладом на 2-м конгрессе математиков славянских стран, проходившем в Праге. --- После 1936 изменил тему исследований и переключился на математическую теорию страхования жизни, что было связано с новым местом службы (в 1932 П. стал работать на математическом отделении Института социального обеспечения в Праге), Все его дальнейшие работы публиковались только в чехословацких изданиях на чешском или французском языках. Новой теме была посвящена докторская диссертация П. (в 1938 в Карловом университете ему присуждена степень доктора естественных наук). В июле 1939 П. были поручены организация и заведывание математическим отделением Института социальных проблем в Братиславе, где проходила дальнейшая жизнь ученого. --- После войны, с августа 1948 по октябрь 1951, П. возглавлял статистический отдел Народного страхования, а затем, до сентября 1963, работал в должности доцента на кафедре математики Словенской высшей технической школы. Кроме того, он был членом комиссии по математике и физике Словенской Академии наук. В связи с 25-летним юбилеем Словенской высшей технической школы он был награжден памятной медалью. Свой педагогический опыт П. использовал для написания статьи по методике преподавания статистики в вузах, а также трехтомного учебника "Математика" (т. 1, 1960; т. II, 1961; т. III, 1968). Последние научные работы ученого относились к теории рациональных кривых. --- С детства П. имел слабое здоровье, часто и тяжело болел, но при этом не прекращал работать; заслужил большое уважение своих коллег, ценившим его как специалиста и человека высоких нравственных качеств. --- Лит.: Сообщения Харьковского математ, об-ва, 1907-10, т. II,у№ 16; Obona J. In memoriam Nikolaja Podtjagina // Cas. pe^t. matem., 1971, sv.96, C.I. --- Н. Ермолаева ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.